Категории

модели своими руками

Радиоуправляемые модели своими руками

Прежде всего, надо отметить, что копии самолетов — высшая ступень радиоуправляемых RC авиамоделей. Поройавиамоделист не в состоянии сделать две одинаковые авиамодели: одну — для тренировки, другую — для участия в соревнованиях. Данный класс авиамоделей доступен лишь моделистам, имеющим опыт пилотирования простых и сложных пилотажных радиомоделей RC самолетов. Поэтому моделисту, построившему копию самолета, необходимо обратиться к более опытному товарищу, а при умении пилотировать необходимо, поддерживать технику пилотированияи тренироваться на более простой пилотажной модели. Но нельзя допускать и другую крайность — тренироваться только на пилотажной модели.

Как правило, у моделей-копий нагрузка на несущую поверхность гораздо больше, чем у пилотажных моделей. В результате этого заметнее становится тенденция к запаздыванию при выводе из фигур, а также инерция при вводе, а порой и нехватка площади рулей на малых скоростях, что требует энергичных действий ручками.

Авиамодели, у которых имеется дополнительная механизация (убирающееся шасси, щитки), требуют особой техникипилотирования. Например, при закрылках, отклоненных на взлете на 15°, разбег сокращается почти вдвое, скорость отрыва гораздо меньше, эффективность рулей тоже соответственно уменьшается и требует более энергичных движений ручками. Угол планирования с закрылками или щитками, выпущенными на 30—45°, значительно круче, скорость планирования с убранным газом, тоже меньше, посадка происходит на больших углах атаки и характер движения ручками будет тоже иным.

Убирающееся шасси также значительно меняет характер полета. С убранным шасси увеличивается скорость полета при том же газе. В зависимости от конструкции шасси и способа его уборки меняется и центровка авиамодели. Это ведет к изменению чувствительности модели на отклонение рулей.

Управление шассизакрылками и другой механизацией требует от пилота дополнительного времени и внимания припилотировании. Большая нагрузка на единицу несущей площади требует установки на авиамодель более мощного двигателя для обеспечения нужной скорости перемещения модели, а это приводит к увеличению действия моментов от винтомоторной установки, что, в свою очередь, требует дополнительной регулировки авиамодели.

Первые полеты модели являются регулировочными, но любой регулировочный полет начинается с полной проверки готовности авиамодели к полету. Описанная выше подготовка к полету кордовой модели полностью приемлема и длярадиоуправляемой RC авиамодели с теми особенностями, которые присущи только радиоуправляемой RC модели. К проверке правильности изготовления авиамодели, опробованию двигателя и механизации добавляется проверка RC аппаратуры радиоуправления. Необходимо проверить правильность установки бортовой аппаратуры, включая источник питаниярулевые машинки (сервоприводы), выключатели, антенну и тяги к рулям. Источники бортового питания и электропитания на пульте управления должны быть свежезаряженными. Все тяги от рулевых машинок (сервопривод) к рулям должны быть надежно подсоединены и не тереться о детали конструкции.

Функционирование радиоаппаратуры RC проверяется дважды — с неработающим и работающим двигателем. В обоих случаях необходимо убедиться в том, что управление рулями и механизмами осуществляется в соответствии с отклонением ручек управления на пульте.

Ход рулевых машинок (сервоприводов) и отклонение управляющихся органов авиамодели проверяют на всю амплитуду отклонения ручек на пульте передатчика. Каждый канал контролируют как отдельно, так и в комплексе с другими отклонениями, следя за пропорциональностью отработки. Не должно быть заеданий хода, машинка не должна выходить на механический упор. При выходе на упор возрастает потребляемый ток, и машинка начинает “зудеть”. Если все работает правильно, надо проверить дальность управления, которая должна быть не меньше указанной в паспорте аппаратуры.

В такой же последовательности делают проверку с включенным двигателем. Все должно работать так же, как и с невключенным. Если при работающем двигателе наблюдаются какие-либо отклонения или вибрация, выясняют и устраняют их причины.

Для первых полетов желательно установить несколько переднюю центровку и иметь запас грузиков для ее изменения. Если моделист не имеет практики управления радиоуправляемой RC авиамоделью, то для первого облета и регулировочных полетов надо привлечь уже опытного пилота и учиться у него действиям ручками на пульте управления.

В основном в авиамоделизме принята самолетная система координации движений ручками на пульте управления.
Наиболее рациональным считается такое расположение ручек управления:

  • управление левой рукой газом и рулем поворота;
  • управление правой рукой — рулем высоты и элеронами;
  • управление механизацией — дополнительными ручками, если таковые на пульте имеются.

При движении ручки управления газом вперед — большой газ, назад — малый. В отличие от других ручек, снабженных возвратными пружинами, ручка газа не должна самостоятельно возвращаться в нейтральное положение. Ручка газа является одновременно и ручкой руля поворота. При отклонении этой ручки влево руль поворота должен отклониться тоже влево, и наоборот. При отклонении правой ручки вперед руль высоты должен опуститься, при движении ручки на себя — отклониться вверх. При движении этой же ручки влево элерон на левом крыле должен отклониться вверх, а на правом — вниз; при движении вправо должен подняться элерон на правом крыле и опуститься на левом. При работе дополнительными ручками, например, уборки и выпуска шасси, выпуска и уборки щитков, надо исходить из того положения, что если ручка находится в положении “вперед”, то выпущены шасси или щитки, и наоборот. Для других систем механизации положения ручек могут быть иными.

Авиамоделист не может видеть отклонение рулей на авиамодели в полете и его действия должны быть согласованы со зрительным восприятием положения модели в воздухе. Все вышеизложенные манипуляции ручками соответствуют взгляду на радиоуправляемую RC авиамодель, когда она летит от пилота. При полете авиамодели на него проявляется так называемый обратный эффект, и часто неопытные авиамоделисты путают правильность действия ручкой управления.

Для того чтобы приобрести элементарные навыки в пилотировании радиоуправляемой RC авиамодели и особенно отработать взаимодействие зрительного восприятия положения модели в воздухе с двигательной реакцией рук на пульте управления, необходимо начинать с простой авиамодели, которая прощает многие ошибки пилота.

В большой авиации учебные самолеты имеют двойное управление, что дает возможность обучающему (инструктору) вмешиваться в управление, исправлять ошибки и показывать правильные приемы. К сожалению, в авиамоделизме еще нет в широкой практике такой RC радиоаппаратуры, которая позволяла бы более опытному пилоту вести обучение с параллельного пульта. Это и регламентирует систему обучения, так как обучающий может помочь только личным показом и своевременной подсказкой.

Как бы ни усвоил обучающийся приемы пилотирования авиамодели тренировкой на земле, когда авиамодель в воздухе, он забывает многое из того, что знал. В силу вступает его личное зрительное восприятие и осмысление положенияавиамодели в зависимости от его реакции и действий. Но тренировку на земле нельзя совсем исключать. Еще до первыхучебных полетов будущий пилот должен четко представлять реакцию авиамодели на действия ручками пульта управления.

Очень хороший эффект дает следующая тренировка: включается аппаратура и помощник берет модель в руки, отходит на 15—20 м. Пилот начинает отклонять ручки управления на пульте, имитируя, к примеру, левый разворот, а помощник, смотря на отклонения рулей, создает авиамодели положение разворота. При действии пилота помощник может передвигаться с моделью, но каждый раз изменяя положение в зависимости от отклонения рулей и их интенсивности. Так можно проиграть почти все элементы полета. Эти тренировки помогут начинающему пилоту быстрее освоиться спилотированием авиамодели в воздухе и сократить время обучения. Но только в результате многочисленных тренировочных запусков модели вырабатывается автоматизм в пилотировании.

Помощь начинающему авиамоделисту должно оказать ознакомление с простейшим вариантом пилотирования простойрадиоуправляемой RC авиамодели - копии, оборудованной всего двумя каналами управления, один из которых предназначен для воздействия на руль направления, другой — на регулятор оборотов двигателя (регулировку газа). Это, как правило, должна быть авиамодель с верхним расположением крыла.

Необходимо провести полную предполетную подготовку авиамодели и только тогда выходить на старт.

Первый планирующий полет следует выполнить с выключенной аппаратурой. Если авиамоделист не уверен в нормальном планировании модели, не следует ставить аппаратуру на авиамодель, а лучше на ее месте для сохранения центровки укрепить соответствующий грузик. При нагрузке на крыло до 45 гс/дм2 модель легко запускается с руки. Если авиамодельпланирует по прямой под углом примерно 10—15° и без кренов, то следующий запуск на планирование надо произвести с включенной аппаратурой и посмотреть реакцию авиамодели на отклонения ручек управления. Нужно сохранять угол планирования авиамодели, не допуская взмывания и потери скорости.

Первый моторный полет выполняют тоже стартом с руки. Лучше, когда первый полет осуществляет опытный пилот. Ну а если такой возможности нет и приходится рассчитывать только на свой собственный опыт, тогда поступают следующим способом: придерживая левой рукой передатчик, а правой рукой над головой авиамодель с работающим двигателем, надо бежать как можно быстрее против ветра, не выталкивая, а удерживая модель свободно, чтобы она сама смогла отделиться от руки и не зацепилась за антенну. Две-три секунды самостоятельного полета авиамодели после отрыва от руки решат ее судьбу.

Конечно, авиамодель может сразу полететь более или менее удачно, но чаще всего наблюдаются какие-либо отклонения. Из них наиболее характерны следующие отклонения авиамодели от нормального полета:

  • резко задирает нос, теряет скорость и сваливается на землю;
  • не набирает высоту, а круто, хотя и не опасно, планирует;
  • начинает стремительно входить в спираль.

При наличии опыта и выработанного рефлекса в управлении авиамодель можно еще спасти. Энергичными действиями ручкой руля направления в сторону, обратную крену, можно удержать авиамодель в прямолинейном полете и, выключивдвигатель, дать ей приземлиться.

Причинами неудачного полета могут быть:

  • неточная центровка (для авиамоделей с верхним расположением крыла центр тяжести рекомендуется в пределах 28—30% САХ);
  • неправильные установочные углы крыла и стабилизатора (на авиамоделях с верхним расположением крыла и симметричным профилем стабилизатора разница в установочных углах должна быть 2—4°).
  • ошибки при установке наклона оси воздушного винта (пропеллера) вниз и вправо (при правом вращении винта наавиамоделях в пределах: вниз—3—6°, вправо— 2—4°).

Когда все эти элементы установлены правильно, авиамодель при полете против ветра должна на больших оборотахдвигателя плавно набирать высоту, на средних — лететь горизонтально, на малых — плавно снижаться. Если авиамоделькруто набирает высоту не только на больших, но и на средних оборотах двигателя, а на малых оборотах зависает в горизонтальном положении, необходимо выключить двигатель и дать авиамодели приземлиться. Перед следующим полетом увеличивают наклон двигателя вниз на 1—2°.

Если наблюдается тенденция к пикированию при полных и средних оборотах двигателя и зависание авиамодели на малых оборотах, нужно уменьшить наклон двигателя вниз на 1—2°.

После устранения этих недостатков опять выпускают авиамодель в полет против ветра. Теперь ей не грозят серьезные неполадки, и можно спокойно наблюдать за полетом, управляя короткими плавными движениями ручкой руля направления, хотя может понадобиться дополнительная регулировка. 

В этой категории нет товаров.